Разные истории

Стат-инфо

Сейчас на сайте

Количество просмотров материалов
190341
Яндекс.Метрика

Статьи

Прайс на таланты


В современном мире творческая работа востребована как никогда, нестандартный подход – гарант успеха. Дизайнерские, архитектурные, фото- и прочие студии, театры, редакции, музыкальные студии и участники шоу-бизнеса, рекламные, PR и праздничные агентства – вот краткий список компаний, где без креатива не обойтись. Каково же приходится тем, кто поставлен привести в полезную обществу либо просто продаваемую форму продукт труда талантов – менеджерам творческих коллективов?

После небольшого опроса руководителей дизайнерского бюро, фотостудии и рекламного агентства, редактора глянцевого журнала и продюсера в меру популярной певицы (которая, разумеется, «проект»: сама певица, музыканты, постановщики шоу, дизайнеры и пр.), у меня получился стандартный набор «творческих пороков»: неуправляемость, непредсказуемость, часто склонность ко всяческим злоупотреблениям, категоричность и негибкость, недисциплинированность, приступы жуткой беспросветной лени, болезненная обидчивость и периоды полного неверия в себя, тотальное отсутствие собранности, пунктуальности. Нередко сопутствует «творцам» и «креативщикам» эгоцентричность и некоторая оторванность от реалий.

«Был у нас однажды случай на одной постановке презабавнейший, – вспоминаетмосковский театральный режиссер Даниил Пушкевич (фамилия изменена). – Презабавнейший – это сейчас так говорю, а тогда это была катастрофа! Наша актриса – хорошая, кстати, актриса, очень способная, – приходит за полчаса до спектакля, который играла уже не раз. Ничего не предвещало, как говорится... Итак – считанные минуты до начала; зал полон, артисты готовы. А Нади – нету! Туда за кулисы – не нашли, сюда в гримерку – там не шиша, и в гардеробной не пробегала. Нахожу ее в курилке на балконе. «Надя, ты чего пропала? Все на ушах из-за тебя! А ну, быстро на сцену». А она смотрит на меня похмельными глазами, пожимает плечами, картинно пуская колечко дыма, вздыхает почти как Раневская и выдает эпохальное: «Не могу. Ну пустая я сегодня, Даня, понимаешь?!.. Пу-ста-я!!». Занавес.

«Где-то я читал, что творческая работа – это занятие для ленивых, – считаетменеджер по персоналу Валерий Сычуга. – И я согласен на все 120 процентов! Судите сами: человек занимается любимым делом, хобби, и еще за это получает деньги! Его деятельность не требует таких вложений, таких ресурсов, как «нетворческая», системно-рутинная, более «техническая» работа. Откуда ж тут взять сознательность, дисциплинированность?»

«Не согласен, что творческая работа – занятие лодырей и эгоистов, – возмущается Игорь Квасницкий. – Попробуйте выдрессировать музу! Многие забывают, что творческая работа – креатив, призванный служить обществу потребления – это не цветочки на обоях рисовать...»

Действительно, постоянно быть «в потоке» – непросто. И, по большому счету, не так уж много у нас представителей творческих профессий, которые могли бы не кривя душой заявить: да, я занимаюсь только любимым делом и главное – так, как я хочу и считаю нужным. На самом деле четыре из пяти «творцов» пашут на массового потребителя и зачастую «нетворческого» клиента, искренне мучаясь. Еще процентов пять-шесть такая ситуация устраивает – ну, умудряются они идти на компромисс без внутреннего стресса, или уж совсем невероятное: совпадают их взгляды с массовым потребителем. И остается мизерная доля тех, кто действительно «творит» в свое удовольствие. Вариантов немного: звезды так сошлись, что они получили волшебную работу и волшебного начальника и клиента; они – счастливые наследники мексиканского дедушки-наркобарона; им попросту наплевать на размер зарплаты – лишь бы на еду-постель хватало, а остальное заменит Дело Жизни; они – таланты, которые честно заработали свой авторитет, пропотев много лет и завоевав настолько прочные уважение и славу, что теперь сами выбирают заказы и проекты.

Вернемся к большинству – им не позавидуешь. Дело в том, что нужно не просто хорошо работать – нужно работать творчески: творчески решать поставленные задачи, творчески выполнять заказ клиента. Как же быть тому, кто обязан компенсировать всяческие «креативные пороки», а также примирить современных «творцов» с прагматичной реальностью?

Во-первых, он должен быть «из стаи». «Если человек сам не имеет достаточного авторитета в том деле, котором заняты его подчиненные-«творцы», то добиться уважения и послушания такому руководителю будет ой как непросто, – уверенHR-менеджер и тренер (по управлению персоналом) Дмитрий Моргунов. – Они капризны, своенравны и своевольны; гордыня порой зашкаливает; ранимость – как у ребенка. Загнать их в жесткие рамки означает получить «тухлый» результат, ибо креатив изначально не подразумевает такой «нечеловечный» подход. Рутина также губит способность нестандартно мыслить и гореть проектами. А уж их прокрастинации, отсутствие вдохновения, творческие кризисы и прочие «отмазки» (по мнению более приземленных специалистов по более приземленным делам) вообще способны вогнать в могилу даже стойкого менеджера».

«Я сама такая, как они, и это помогает мне понять их «загоны», – смеетсяруководитель отдела дизайна большого агентства, занимающегося «рекламным креативом во всех формах», Ирина Мальцева. – Не понаслышке знаю, что такое заставить себя трудиться системно. Более того – я знаю на своей шкуре, что такое заставить трудиться системно своих подчиненных, которые с тобой одной крови! У нас работают действительно крутые специалисты, но при этом они не могут постоянно работать круто. Это, как правило, работа «всплесками». В современном мире, в современном ритме жизни это очень неудобно; нас выручает то, что художников и прочих творческих спецов у нас много. И, конечно, грамотный тайм-менеджмент, умное распределение обязанностей и этапов.

Впрочем, эгоцентричность творческого сотрудника нередко имеет хорошие стороны: «творцы» практически всегда заинтересованы во всем рабочем процессе. Им недостаточно быть винтиком – им важно чувствовать себя частью целого, на которое они влияют каждым своим шагом и усилием, и знать конечную цель и миссию. Соответственно, на этом должно строиться управление творческим коллективом: необходимо давать каждому ощущать свою ценность, свою важность, в общем деле – частичку своего «я». Как правило, это бывает самым лучшим стимулом, ибо «творцов» хлебом не корми, а дай «самореализоваться». Поэтому менеджеру творческого коллектива нужно быть не просто «тоже творцом», а необычным «творцом»: настолько зрелым, чтобы совмещать в себе еще психолога и грамотного администратора.

Самая большая ошибка руководителя творческого коллектива – неумение укротить собственное эго. Как творческое, так и начальственное. (А кто говорил, что будет легко?) «Во многих компаниях управленец – это еще и полноценный организатор, – поясняет Валерий Сычуга. – А «творец», да и даже самый банальный рядовой «креативщик» считает себя самого организатором и «сам себе начальником». Конфликт более чем вероятен, а столкновения эго нужно избегать. Здесь эффективно прибегать в объективным аргументам, как к третейскому судье. Такими аргументами служат сроки выхода издания или сдачи проекта, условия, его бюджет или желание клиента либо высшего руководства. В связи с этим у руководителя творческого коллектива возникает еще одна важная задача: необходима четкая постановка задач своим «творцам». Здесь также пригодится и способность общаться с ними на одном языке, то есть принадлежность к их группе».

Важный момент: нельзя пытаться «построить» творческого работника или презрительно высказываться о его «творениях». Только конструктивная, мягкая, но доходчивая критика, и не дай бог ненароком перейти на личность «таланта»! Также заранее смиритесь, что «творец» будет критиковать ваши доводы и даже вашу деятельность. Потому что вы ему хоть и авторитет, но не начальник: у «творца» начальников нет. Он всегда ждет равноправия. Но и платит за это взаимопониманием и осознанием своих и чужих функций в общем процессе.

Минимум ограничений и своеобразный комфорт – тоже значимый аспект для творческой команды. Художник уже не должен быть голодным – ничто не должно отвлекать от рабоче-креативного процесса. Сейчас стало модно создавать максимально свободные условия. Чаще всего «творцы», в том числе программисты, работают в режиме фриланс, а уж если характер работы не позволяет – то в офисах, где руководство изобретает так называемую творческую атмосферу, призванную помочь забыть о том, что находишься «у станка». Многие наслышаны об активном применении этого подхода в «Лебедев АртГрупп»: это «дымократия» (курить можно на рабочем месте) и разрешение ругаться матом в студии, если мозги творческие бурлят и эмоции креативные требуют выхода. Сама знаменитая студия Лебедева изобилует совсем неофисными предметами интерьера: удобные диваны, спортивные снаряды, столы для тенниса. Уже кажется невероятным, что журналисту можно закрыть доступ в соцсети или – о ужас! – запретить полдня просидеть с любимой музыкой в ушах в процессе создания большого важного материала. Так что – свобода и комфорт как лекарство. Все это может существенно снизить недовольство и депрессию «творца» из-за потока рутинных заказов например. Отношение крайне важно для творческих работников, вынужденных работать в коллективе. Главное – чтобы все эти условия не стали тем расслабляющим «гамаком у океана», выкарабкаться из которого бывает сложно; чтобы творческая команда не зачастила с переходом из рабочего режима в клубный... Но на этот счет есть другие мнения.

«Настоящий художник, а особенно архитектор, никогда не бывает таким, как его любят рисовать в романах и кино: богема, распутство, отсутствие режима и дисциплины и прочие пороки, – заявляет архитектор, художник и преподаватель Александр Синицын. – Настоящий профессиональный художник всегда собран, трезв, в отличной форме, четок и в меру быстр. А все эти нервозные богемщики – просто раздолбаи, халявщики и уж точно не профи!».

«Да, творческий человек чаще более склонен к невысокой стрессоустойчивости и неврозам, – добавляет психолог Марьяна Кашарян. – Но это обусловлено его работой, ведь он кипит в ней не только физически и умственно, а всей душой! У успешных «творцов» работа – это их самореализация в первую очередь! Причем все эти «пороки» – лишь склонность, не стоит всех грести под одну гребенку. Талантливый сотрудник, занятый креативной деятельностью, не обязательно социопат, распутник либо наполеон. Они очень часто весьма адекватные и жутко интересные люди. Просто к ним нужен особый подход».

Евгения КАПУСТНИКОВА, специально для 74.ru