Разные истории

Сейчас на сайте

Кол-во просмотров материалов
351087
Яндекс.Метрика

Медитации

Подходы к феномену медитации

автор статьи - практикующий психолог и суггестолог Наталья Дефуа


В литературе существует множество   подходов к пониманию феномена «медитация», но если выделить основные подходы, то можно выделить два больших подходах.

В одном из этих подходов, медитация рассматривается как терапевтический метод – медитативные тренинги; и медитация как духовная практика, которая получила распространение в духовных практиках, например, индийской – йоге.

Несмотря на то, что большинство людей считает, что медитация была «принесена» в Европу и Америку из Индии, само слово «медитация» имеет не только санскритский корень «dhyana», что означает «размышление, углубление», но также понятие «медитация» можно найти и в других языках, например, в латинском языке «meditor» это значит «размышляю, обдумываю», в русском - «думанье» или «умное деланье», в греческом «medomai» - «размышлять о чем-либо», в английском «musing» - «дремотное мечтание», в тибетском «самтен» – «испытывать стабильное состояние» и др., что опять же подтверждает существование медитативных практик во множестве культур с древних времен (Evans-Wentz W.Y., 1967; Каптен Ю.Л., 1993; Кандыба Д.В., 1994).

И хотя в литературе можно найти упоминания о медитации практически во всех языках, но понятие «медитация» в западной культуре и восточной культуре несколько отличаются друг от друга. В западной культуре понятие «медитация» относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии.

Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным же преданиям медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается «просветление». Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. Некоторые из самых ранних письменных источников, посвященных медитации, восходят к старым индийским обычаям и относятся примерно к 1500 году до н.э. эти источники включают в себя религиозные писания, известные под названием Вед, в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии.

Сторонники подхода, полагающие, что медитация – это духовная практика, убеждены, что медитативная система духовной практики позволяет человеку взять на себя ответственность за содержание своих мыслей (Rainwater J., 1989;Афанасьев П., 1990; Рамаянда С., 1990; Хасиджа Д.Ч., 1992; Шэтток И., 1993; Wilson R.A., 1996; Евсина Н.Н., Дикая Л.А., 1998 и др). Они считают, что медитация создает в человеке центр тишины и спокойствия. Из этого центра человек сможет, отстранено наблюдать за потоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений. Постепенно человек научиться понимать их смысл и их истоки. Без напряжения, не прилагая никаких усилий, человек может оказаться в самом центре себя. У человека появляется такое ощущение, будто он находиться на некоем возвышение, с которого ясно и отчетливо может видеть происходящее и осознать, что для него по-настоящему важно, способен сохранить спокойствие в кризисной ситуации и т. п. Наблюдая за собой человек, может много узнать о своем образе себя, то есть о том человеке, за которого он до сих пор себя принимал, и, осознает свой жизненный сценарий. Приверженцы данного направления, считают, что, занимаясь медитацией, человек повышает свои интеллектуальные способности, развивает аналитические возможности и это облегчат переход от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот. Они полагают, что эти изменения происходят по следующим причинам: во-первых, человек начинает по-новому осознавать себя и других, следовательно, взгляд на мир становиться исключительно позитивным; во-вторых, в нем неизмеримо возрастает сила любви, а значит и терпимость; в-третьих, изменения в человеческой природе происходит через настойчивую и постоянную практику медитации.

Как уже упоминалось выше, наибольшее значение, как духовная практика, медитация получила в йоге. В литературе описывается 8 ступеней достижения состояния медитации в йогической практике.8 ступеней достижения состояния медитации в йогической практике:

1. Яма (Йама) — воздержание,ограничение, контроль межличностных отношений. Определяется и состоит из принципов:

ахимса — воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле или в мыслях;

сатья — правдивость в словах и мыслях;

астейа (астеям) — не требование чужого, соответствует христианскому - «не укради»;

брахмачарья — контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью;

апариграха — отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, не стяжательство;

2. Нияма (Нийама) — культура,внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль. Определяется и состоит из следующих принципов:

шауча (шаоча)- очищение, включающее в себя:

а) бахья — внешнее очищение и

б) абхьянтара — внутреннее очищение, то есть очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств. Таких, как дружелюбие, доброжелательность, бодрость. Чтобы сделать добро другим людям;

сантоша — удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что приходит без излишних усилий, нетребовательность к материальным благам;

тапас — аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в выработке привычек переносить холод, голод и т.д.

Свадхьяя — регулярное чтение духовной литературы, изучение основ учения, постижение высших духовных истин;

ишвара-пранидхана (ишвара-пранидха) — размышление о Боге, других высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.

3. Асана — практика «правильных положений тела», которая осуществляется согласно учению Хатха-йоги.

4. Пранаяма (пранайама) — зарядка энергией благодаря контролю за дыханием; выполнение дыхательных упражнений Хатха-йоги.

5.Пратьяхара -выключение чувств, уведение чувств под контроль бодрствующего сознания, несвязывание мыслей с внешним миром.

6.Дхарана — концентрация, внимание, искусство сосредотачивать мысли и силы.

7. Дхьяна — медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине.

8. Самадхи — созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.

Но только, две последние ступени являются самим состоянием медитации (Афанасьев П. 1990, Каптен Ю.В. 1993, Рамаянда С. 1990). Это Дхьяна, которую характеризуют как медитация - длительное размышление о предметах, явлениях или истине, проникновение в сущность вещей; и Самадхи – это уже, способность человека длительное время сидеть в медитативной позе, будучи нечувствительным, к холоду, дождю и другим внешним воздействиям; в этом состоянии нет также чувства голода и жажды, теряется представление о реальном календарном времени. Эти две последние ступени предполагают наличие медитативного состояния сознания у человека. Последняя и высшая фаза - Самадхи восмиступенчатой лестницы йоганта в свою очередь делится на два типа:

Сампражнята – самадхи, – когда человек в процессе сосредоточения на предмете, постигает его смысл;

Асампраджнята – самадхи, – когда мыслительная субстанция совсем освобождается от каких-либо мыслей о предмете внешнего мира, не связывается ни с каким объектом, а целиком погружается в свое «Я». Считается высшей ступеней.

Таким образом, в контексте этого подхода состояние медитации заключается в том, чтобы человек стал способным видеть ум в его естественном состоянии, свой внутренний мир, видеть его настоящую природу, чему до занятий медитацией препятствовали безостановочно протекающие мыслительные процессы.

Авторы, рассматривающие медитацию как терапевтический метод (Holmen D., 1977; Dictionary of behavioral science, 1989; Каганов Л.С., 1990; The encyclopedic dictionary of psychology, 1991; Тамбиев А.Э., Кондраянов В.А., 1995; Андреев Ю.А., 1999; Наоми Озанец, 2000 и др.) утверждают, что благотворный эффект медитации обуславливается не ориентированностью на религию, а свойствами нервной системы человека, опыт свидетельствует о медитации как об эффективной аутопсихотехнике, то есть способе воздействия человека на свою психику и управления ею в целях:

предотвращения душевных надломов;

обретения уверенности в себе;

повышение энергетических ресурсов;

развитие и совершенствования личности.

Такая идея была принята и утвердилась в 90-е годы прошлого столетия. Но 20-30 лет назад подобные заявления были новы и звучали вызывающе. Впервые к медитации применили научный подход только в 70-е годы прошлого столетия. Исследования показали, что она производит заметные физические изменения в ряде наблюдаемых параметров. Благодаря эффекту глубокого расслабления медитация носит терапевтический характер и, с 1975 года стали разрабатываться методики по психосоматическому лечению. Релаксация стала использоваться для помощи пациентам, страдающим высоким кровяным давлением. Кроме того, исследователи обнаружили, что медитация уменьшает чувствительность организма к норэпинефрину гормону, появляющемуся в крови при сердечно-сосудистой недостаточности, что показывает, что воздействию медитации подвержена сердечно сосудистая система: во время медитации нормальный ритм сердечных сокращений замедляется. Также, оказалось, что релаксация способствует уменьшению уровня холестерина в крови и помогает при ангине.

В рамках данного подхода, существует много видов медитативных тренингов, но особое место занимает медитативный тренинг, направленный на борьбу со стрессом. Состояние расслабления, наступающее в ходе медитации, способствует регуляции различных физиологических процессов в организме и достижению душевного равновесия. У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Другими словами, они принимают свои неврозы весьма спокойно. Некоторые авторы связывают это благотворное влияние медитации на организм человека с изменения на химическом уровне. Доказано, что уровень солей молочной кислоты в крови связан с состоянием беспокойства и напряжения у человека, а при занятиях медитативным тренингом происходит уменьшение в крови и тканях содержание молочной кислоты (Каганов Л.С., 1990; Наоми Озанец, 2000; Евсина Н.Н., 2003).

Итак, в психотерапии медитативные техники используются обычно для решения более ограниченных задач, если сравнивать с духовными системами, например - снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания нервно-психологических проблем. Процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе. Поскольку медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстранено наблюдать себя и своё поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях - понять причины возникновения и развитие этой ситуации, эмоционально отреагировать её, изменить отношение к ней и найти новые способы её решения. Кроме того, как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных её модификациях, в технику комплексной аутогенной тренировки, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции.

Многие воздействия медитации кажутся благоприятными и исследователи полагают, что она может лечить различные психологические и психосоматические нарушения. Имеются в виду такие психологические нарушения, как тревоги, фобии, посттравматические стрессы, мышечное напряжение, бессонница и слабая депрессия (J.М. Dаvidson, 1984; R.L. Woolfolk, 1984; D. Shарiro 1984; R.К. Wallace, 1987, 1993).

В США медитации обучают учащихся в некоторых школах. В результате под влиянием медитации заметно увеличилась успеваемость в школах. Как на средство борьбы с наркоманией, алкоголизмом и курением сторонники терапевтического направления возлагают определенные надежды на специально разработанные медитативные тренинги. Также медитация помогает в занятиях спортом. Кроме того, было обнаружено, что коллективная медитация способствует снижению уровня криминальных показателей и уровня социальной напряженности, возрастанию показателей уровня жизни, а также положительно влияет на основные физиологические функции организма (М.А. Bouman, 1961; D.E. Beischer, 1971; W.R. Adey с соавторами, 1982).

Несмотря на небольшие расхождения во взглядах, сторонники обоих направлений (духовного и терапевтического) согласны в том, что медитация – это средство полной трансформации, преображения личности. Умение сознательно освобождать ум от напряжения имеет очень большую ценностью. Настоящая медитация есть расслабление: чем более глубокой и «лишенной формы» она будет, тем более значительным окажется ее восстановительное действие на человеческий организм. Сама по себе медитация в своей основе академична, практична и полезна.

Наталья Дефуа, психологическая помощь на любом расстоянии: http://consultante.ucoz.com

 

Литература:

 

 

Artheer S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin 1985.

Bodian Stephan. Zen! La méditation pour les nul. - Éditions Générales First, France, 2001.

Dillbeck M.C. et al. Test of a field model of consciousness and social change: The Transcendental Meditation and TM-Sidhi program and decreased urban crime // The Journal of Mind Orma-Johnson, D.V. et al. International Peace project in the Middle East, 1988, № 32. Pp. 776 – 812.

Dillbeck M.C. Test of a field theory of consciousness and social change: Time series analysis of participation in the TM-Sidhi program and reduction of violent death in the U.S. // Social Indicators Research, 1990, № 22. Pp. 399 – 418.

Evans-Wentz W.Y. Tibetan Yoga and secret doctrines. – London, 1967.

Holmen D. The varieties of the meditative experience. – New York: E.P. Dutton, 1977.

Horowitz Mardi J. States of mind. - N.Y., 1987.

The encyclopedic dictionary of psychology. - The Dushkin publishing group, Inc., 1991.

Thich Nhat Hanh. Le miracle de la pleine conscience - Manuel pratique de méditation. - Éditions l’Espace Bleu, France, 1994.

Андреев Ю.А. Резонанс земли и неба. Теория и практика медитации. – С.-П.: «Респект», 1999.

Афанасьев П. Йога Паранаяма. – Р-на-Д: РГУ, 1990.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.

Дикая Л.А., Евсина Н.Н. Психофизиологические особенности испытуемых, находящихся в разных состояниях сознания при решении творческих заданий. /Психологический вестник/ – Р-на-Д.: РГУ, 1998.

Евсина Н.Н., Жаров Л.В., Мерклин В.А. Специфика измененных состояний сознания. /сб. 53-я итоговая научная конференция/ - Р-на-Д.: РМГУ, 1999.

Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в развитии личности. //Личность, культура и образование. 47 научно-методическая конференция// - Ставрополь: СГУ, 2002.

Евсина Н.Н. Влияние медитативного тренинга на формирование личности. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003.

Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в реализации эмпатии. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003

Каганов Л.С. Медитация: мистика или психотехника. – М., 1990.

Кайма В.Е. Валеология для всех и на каждый день. – Р-на-Д., 1999.

Каптен Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1993.

Классическая йога. – М., 1992.

Лиханов А.А. Скрижали мага. Руководство к развитию психических способностей человека. – С.-П.: «Изида», 1916.

Медитативный аутотренинг, энергозарядка. – ИПК «Южный Урал», 1993.

Миллер М. Карма – изменение будущего. – М.: «Цитадель», 1997.

Наука о дыхании индийских Йогов. – С.-П., 1916.

Озанец Н. Медитация для начинающих. – М., 2000.

Ошо Раджниш От медицины к медитации. – Киев: «София», 1999.

Раджа – йога. – М., 1991.

Рамаянда С. Крийя йога. – Рига, 1990.

Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. – Л., 1989.

Тамбиев А.Э., Кондраянов В.В., Мельников Е.В. Возрастные и половые особенности эффективности медитации /Психологический журнал, 1995, № 5.

Хассиджа Д.Ч. Медитация в Раджа - йоге. – С. - П., 1992.

Чакры. /Простор № 86 (93), декабрь 1993/.

Чудесная Т. Медитация: работа по раскрытию ясновидения. – Краснодар, 2000.

Шетток И. Опыт внимательности. Медитация сатипаттхана. – Киев: «София», 1993.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

1000 Characters left